Статью подготовили специалисты онлайн-школы «Мостик» для особых детей
Как получить адаптированную программу?
Все дети в России имеют право на образование. Но программа обучения зависит от особенностей развития ребёнка. Решение о том, по какой программе будет обучаться ребенок с ОВЗ, принимает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Или Центральная ПМПК (ЦПМПК). Родители часто задаются вопросами: как проходит ПМПК?, где пройти ПМПК?, что делать, если ребенок прошел ПМПК, но родители не согласны с решением?
Комиссия принимает решение на основании:
- медицинских документов (выписок от врачей: детский психолог, детский психиатр и другие специалисты),
- характеристик из образовательной организации (детского сада или школы).
Таким образом, ключевую роль играют мнение врачей и педагогов, которые наблюдают ребенка.
Для кого — обычная программа?
Нормотипичные дети учатся по стандартной программе:
- обучение в начальной школе длится 4 года;
- за это время ребёнок должен освоить чтение, письмо, счёт и базовые предметы;
- стандарты обучения утверждает Министерство образования.
А что с детьми с ОВЗ?
Дети с особенностями развития — с задержкой психического развития (ЗПР), аутизмом, тяжёлыми нарушениями речи, интеллектуальными нарушениями или нарушениями опорно-двигательного аппарата — не всегда могут учиться по обычной школьной программе.
Им требуются:
- адаптированные программы обучения (АООП),
- другой темп и методы,
- иногда упрощённый набор предметов.
Когда и где проходят ПМПК?
- в детском саду перед школой,
- при переходе в среднюю школу,
- по направлению школы, если ребёнку тяжело учиться.
Варианты адаптированных программ обучения (АООП)
Для родителей детей с особенностями развития всегда встает вопрос: какие программы обучения детей существуют?
Для детей с ОВЗ предусмотрены разные адаптированные программы. Они отличаются по содержанию и сложности, чтобы учитывать потребности конкретного ребенка.
Здесь родителям важно выбирать форму обучения: очная коррекционная школа, частная школа для детей с аутизмом, домашнее обучение или специализированные классы.
Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. Например, наша очная школа для детей с аутизмом в Москве может предложить программы социализации, а обучение дома больше подходит тем, кто не справляется с классом, или нет возможности посещать очные школы.
Почему без заключения ПМПК нельзя зачислить ребёнка в школу по адаптированной программе?
Школа не имеет права самостоятельно решать, что ребёнку нужна особая программа. Чтобы:
- зачислить ребёнка по АООП,
- выдать официальный аттестат,
- внести данные в федеральный реестр обучающихся,
необходимо законное основание — заключение ПМПК.
📌 Это похоже на медицинскую справку: без неё невозможно оформить специальные условия (например, освобождение от физкультуры или лечебное питание).
Можно ли пройти аттестацию по АООП онлайн?
«Мостик» помогает пройти аттестацию обучающихся детей с ОВЗ дистанционно — на семейной, очно-заочной или заочной форме обучения. Вы получите все официальные документы, как в обычной школе: приказ о зачислении, справки и ведомости.
Если заключения ПМПК нет
Ребёнка можно зачислить только на обычную общеобразовательную программу. Но если она ему объективно не подходит, это приведёт к стрессу, «неуспеваемости» и проблемам с аттестацией.
Поэтому для детей с особенностями развития ПМПК — это не формальность, а гарантия, что ребёнок будет учиться в условиях, соответствующих его возможностям.
Изменение адаптированной основной образовательной программы (АООП) — сложный и редкий процесс, но для некоторых семей это становится необходимостью. Рассмотрим, в каких случаях возможно пересмотреть вариант программы, кто принимает решение и какие шаги предстоит пройти родителям.
В каких случаях программу меняют?
Чаще всего встречается ситуация снижения уровня программы. Например, ребенок начинал учиться по цензовому варианту (8.2, 7.2, 5.2, 8.1, 7.1, 5.1), но со временем стало ясно, что справляться с требованиями слишком сложно. В этом случае школа и родители инициируют повторное обращение в ПМПК, и ребенку назначают более упрощенный вариант обучения.
Повышение уровня программы встречается реже, но возможно, если первоначальный диагноз был неверным. Например, когда ребенку поставили ЗПР (задержку психического развития) или аутизм, но при дополнительной подготовке он показал результаты выше ожиданий. В этом случае можно попробовать пересмотреть программу и доказать готовность ребенка к более сложному уровню обучения.
С какими трудностями сталкиваются родители?
Изменение программы в сторону повышения связано с серьезными трудностями. Родителям приходится подтверждать уровень развития ребенка, готовить его к аттестациям, а также добиваться пересмотра медицинских заключений.
Особенно сложно это сделать, если ребенок несколько лет обучался по упрощенной программе для детей с УО (умственной отсталостью). После пяти или шести лет нецензовой программы у него может не быть документа об окончании начальной школы. В этом случае придется проходить дополнительные экзамены и аттестацию по программе 4-го класса.
Что могут сделать родители?
Чтобы доказать готовность ребенка к более сложной программе, важно:
- регулярно заниматься по общеобразовательной программе («Школа России» и др.),
- готовить к промежуточной и итоговой аттестации для детей с ОВЗ,
- использовать специальные учебники и прописи для ОВЗ (например, учебники для детей с ЗПР или аутизмом),
- фиксировать результаты (контрольные работы, тесты, характеристики от педагогов).
Хорошую поддержку в этом процессе дают уроки в школе «Мостик» по адаптированной программе. Здесь дети с аутизмом, ЗПР и другими особенностями осваивают материал в комфортном темпе.
Если вы хотите понять, какие именно перспективы у вашего ребенка, стоит записаться на консультацию с ведущими дефектологами. Специалисты помогут определить образовательный маршрут, учтут диагноз, уровень подготовки и подскажут, какие экзамены и аттестации предстоят.
Итоги
В системе образования предусмотрены разные программы для детей: от стандартных до адаптированных (АООП) — для обучающихся с аутизмом, ЗПР, нарушениями речи, интеллекта или опорно-двигательного аппарата. Некоторым детям достаточно обычной программы, другим требуется индивидуальный подход, другой темп и специальные методы обучения.
Изменение АООП — процесс трудоемкий и длительный. Чаще всего он связан с упрощением программы, когда ребенку объективно тяжело учиться. Повышение уровня программы также возможно, но требует серьезной подготовки, подтверждения знаний и официальных процедур через ПМПК.