Когда ребёнок с ОВЗ обучается онлайн в классах из дома, на родителя ложится ряд задач, без выполнения которых эффективность обучения будет гораздо ниже возможной. Родитель оценивает настроение и мотивацию ребенка, следит за состоянием его здоровья, создает удобную среду для обучения, формирует расписание дня и, самое главное, поддерживает ребенка на каждом этапе. Как родитель может помочь ребенку с ОВЗ продуктивно и комфортно учиться из дома?
Планирование дня
С поступлением в школу жизнь ребенка меняется, появляется необходимость следовать расписанию занятий. Вот пару советов, которых вы можете придерживаться:
Чтобы ребенку с ОВЗ было легче адаптироваться к новым правилам, советуем начать составлять расписание дня за несколько недель до начала обучения.
Можно использовать карточки с картинками, настольные органайзеры, игрушки, если ребенок уверенно пользуется гаджетами — можно подобрать удобное приложение.
Начинайте с самого простого расписания, по которому уже живет ребенок: проснулся, умылся, позавтракал, погулял, пообедал, спал, занимался спортом, поужинал, поиграл, умылся, лег спать.
Научите ребенка отмечать каждый выполненный пункт.
Добавляйте новые дела, которые можно добавить в расписание дня: поход к врачу, просмотр мультфильмов, уборка, занятие.
Соблюдайте последовательность и предсказуемость расписания, это помогает детям с ОВЗ снизить тревогу и повысить внутреннюю организацию.
Сложные уроки — чтение или математику планируйте на первую половину дня, пока ребенок еще не устал и ему проще удерживать внимание. Творческие занятия можно оставить на вторую половину дня. После уроков в расписании должен быть отдых: спортивная разминка или игра, прогулка или сон. Если ребенку предстоит несколько уроков, на конец дня запланируйте что-то приятное для него, его любимое занятие, которое поможет ему расслабиться после напряженной учебы.
Ты молодец!
Поддержка, похвала и мотивация ребенка с ОВЗ — это то, что делают педагоги онлайн-школы на протяжении всего урока. Но все это так же важно когда урок еще не начался, или уже закончился. Например: «Молодец, ты вовремя приготовился к уроку!», «Как здорово, что ты выполнил домашнее задание!», «Ты отлично вел себя на занятии, я тобой горжусь!». Поощряйте ребенка на всех этапах, от подготовки к занятию, до его завершения, когда нужно сложить школьные принадлежности, и составить расписание дня на завтра. Кроме теплых стимулирующих фраз, наградить ребенка можно короткой совместной игрой, развлечением или угощением. Чтобы поддерживать в ребенке с ОВЗ желание учиться и развиваться, ему нужно активно показывать, что самые главные для него люди — родители, очень довольны его стараниями и успехами.
Будьте на связи
Учебная программа, адаптированная для детей с ОВЗ, помогает им получать знания в комфортном темпе и понятным способом. Педагоги очень внимательны к потребностям и возможностям ребенка, мягко, но настойчиво помогают им получать новые знания и развивать навыки. Задача педагога в процессе обучения ребенка с ОВЗ — понять его особенности обеспечить индивидуальный подход к образованию. Однако поведение ребенка дома и в школе, даже при индивидуальных онлайн-занятиях для детей с особенностями, может значительно различаться. Родителю необходимо быть на связи с педагогами, чтобы знать все новости: с какими трудностями он сталкивается, а что ему дается легко, в какие моменты ему интересно, а когда он отвлекается сам отвлекает других учеников. Работа родителей в сотрудничестве с педагогами школы, позволяет им сообща корректировать поведение ребенка, использовать его сильные стороны и добиваться заметных успехов в обучении.
Онлайн-школа для детей с ОВЗ — это отличная возможность получить полноценное образование, когда посещение традиционной школы затруднено или невозможно. Но без поддержки родителей эффект от такой формы образования будет не таким заметным, как мог бы быть. Если родители поддерживают учебный ритм, формируют гибкое расписание, организуют для ребенка комфортное рабочее место и щедро вознаграждают его успехи похвалой, результаты онлайн-обучения детей с ОВЗ не заставят себя долго ждать.