Top.Mail.Ru
познакомим
с платформой
определим цели
для обучения
оценим текущие
знания ребёнка
подберём формат занятий
и профессионального педагога
Узнайте больше
о формате занятий
Расскажем о курсах, ответим на все вопросы и запишем на первый урок

Обучение по адаптированным образовательным программам (АООП): что стоит за цифрами 8.2, 8.3, 9.1 и 9.2?

Статью подготовили специалисты
онлайн-школы «Мостик» для особых детей
#образование
Красношлыкова Татьяна Сергеевна - дефектолог, методист
Онлайн обучение для детей с ОВЗ
Запишитесь на бесплатную консультацию с дефектологом онлайн-школы «Мостик»
Сегодня всё чаще родители детей с особыми образовательными потребностями сталкиваются с цифрами в заключении ПМПК: 8.2, 8.3, 9.1, 9.2. Что они означают? Как влияют на обучение, аттестацию и будущее ребёнка? В этой статье мы простыми словами разберём, как устроены адаптированные образовательные программы (АООП) и чем отличаются самые обсуждаемые варианты.

Что такое АООП и зачем нужны?

АООП — это адаптированная образовательная программа, по которой обучаются дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Её составление и назначение — не выбор школы, а рекомендация ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

Такая программа:
  • учитывает особенности развития ребёнка;
  • позволяет применять специальные методы обучения;
  • даёт право на логопеда, дефектолога, ассистента/тьютора;
  • меняет темп обучения, формы контроля и даже количество лет начальной школы.

Когда проходят ПМПК?

  • в детском саду перед школой,
  • при переходе в среднюю школу,
  • по направлению школы, если ребёнку тяжело учиться,
  • в 9 классе

Цифры 8.2, 8.3, 9.1, 9.2 — что означают?

Цифры в заключении ПМПК — это варианты АООП, которые показывают, к какой группе относится ребёнок и по какому уровню сложности он может учиться.
Программы для детей с тяжелыми нарушениями речи
Основное внимание уделяется развитию устной и письменной речи, коррекции звуков, расширению словарного запаса. Ребенок достигает образовательных результатов, аналогичных результатам сверстников без ограничений здоровья при окончании школы.
АООП 5.1
АООП 5.2
Пролонгированное обучение (5 лет начальная школа). Основное внимание уделяется развитию устной и письменной речи, коррекции звуков, расширению словарного запаса. Ребенок достигает образовательных результатов, аналогичных результатам сверстников без ограничений здоровья при окончании школы.
Программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
4 года в начальной школе. Учитываются особенности моторики, подбираются специальные методы работы и индивидуальные условия (например, дополнительное время на выполнение заданий). Ребенок достигает образовательных результатов, аналогичных результатам сверстников без ограничений здоровья при окончании школы.
АООП 6.1
АООП 6.2
Пролонгированное обучение (5 лет начальная школа). Учитываются особенности моторики, подбираются специальные методы работы и индивидуальные условия (например, дополнительное время на выполнение заданий). Достигает образовательных результатов, аналогичных результатам сверстников без ограничений здоровья при окончании школы.
Программы для детей с нарушениями ОДА и интеллектуальными нарушениями
Пролонгированное обучение (5 лет начальная школа). Учитываются особенности моторики, подбираются специальные методы работы и индивидуальные условия (например, дополнительное время на выполнение заданий). Основное внимание уделяется развитию базовых учебных и бытовых навыков.
АООП 6.3
АООП 6.4
Пролонгированное обучение (5 лет начальная школа). Учитываются особенности моторики, подбираются специальные методы работы и индивидуальные условия. Программа направлена на развитие социальных, бытовых, коммуникативных навыков, коррекция поведения и работа над качеством жизни.
Программы для детей с аутизмом и интеллектуальными нарушениями
Пролонгированное обучение (6 лет начальная школа). Подбираются специальные методы работы и индивидуальные условия (например, дополнительное время на выполнение заданий). Основное внимание уделяется развитию базовых учебных и бытовых навыков, развитию устной и письменной речи, навыкам коммуникации, коррекции поведения.
АООП 8.3
АООП 8.4
Пролонгированное обучение (6 лет начальная школа). Подбираются специальные методы работы и индивидуальные условия. Программа направлена на развитие социальных, бытовых, коммуникативных навыков, коррекция поведения и работа над качеством жизни.
Программы для детей с интеллектуальными нарушениями (УО)
Пролонгированное обучение (5 лет начальная школа). Основное внимание уделяется развитию базовых учебных и бытовых навыков.
Вариант 1 (9.1)
Программы для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью или тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа направлена на развитие социальных, бытовых, коммуникативных навыков, коррекция поведения и работа над качеством жизни.
Вариант 2 (9.2)
Программы для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Компенсация задержки развития: занятия на развитие памяти, внимания, мышления. Ребенок достигает образовательных результатов, аналогичных результатам сверстников без ограничений здоровья при окончании школы.
АООП 7.1
АООП 7.2
Пролонгированное обучение (5 лет начальная школа). Компенсация задержки развития: занятия на развитие памяти, внимания, мышления. Ребенок достигает образовательных результатов, аналогичных результатам сверстников без ограничений здоровья при окончании школы.
Программы для детей с аутизмом
Основное внимание уделяется развитию устной и письменной речи, навыкам коммуникации. Ребенок достигает образовательных результатов, аналогичных результатам сверстников без ограничений здоровья при окончании школы.
АООП 8.1
АООП 8.2
Пролонгированное обучение (5 лет начальная школа). Основное внимание уделяется развитию устной и письменной речи, навыкам коммуникации, коррекция поведения Компенсация задержки развития: занятия на развитие памяти, внимания, мышления. Ребенок достигает образовательных результатов, аналогичных результатам сверстников без ограничений здоровья при окончании школы.

Цензовая и нецензовая программы: в чём разница?

Цензовые (например, 8.2):

✔ соответствуют федеральному образовательному стандарту;
✔ по окончании ребёнок получает обычный аттестат;
✔ предметы — как в массовой школе, но с адаптацией: больше времени, визуальные подсказки, сокращённые инструкции;
✔ начальная школа — 4 или 5 лет (при цифре *.2 — 5 лет).

Нецензовые (8.3, 9.1, 9.2):

✔ не требуют полного освоения школьной программы;
✔ акцент — не на теории, а на навыках жизни и самообслуживания;
✔ много коррекционных занятий: логопед, дефектолог, развитие речи, внимания, моторики;
✔ итог — не аттестат, а свидетельство об обучении;
✔ возможна пролонгированная начальная школа (5–6 лет).
Общее во всех вариантах АООП

Независимо от цифры в заключении ПМПК, каждая программа содержит три части:

  • Предметные области – русский язык, математика, окружающий мир и др.;
  • Коррекционно-развивающие занятия – логопед, дефектолог, психолог;
  • Формирование учебных и жизненных навыков – внимание, память, планирование, самообслуживание.
«Мостик» помогает детям с ОВЗ обучаться онлайн по адаптированным программам

Все уроки проводят педагоги дефектологи, логопеды и психологи

Если заключения ПМПК нет

Ребёнка можно зачислить только на обычную общеобразовательную программу. Но если она ему объективно не подходит, это приведёт к стрессу, «неуспеваемости» и проблемам с аттестацией.

Поэтому для детей с особенностями развития ПМПК — это не формальность, а гарантия, что ребёнок будет учиться в условиях, соответствующих его возможностям.

Изменение адаптированной основной образовательной программы (АООП) — сложный и редкий процесс, но для некоторых семей это становится необходимостью. Рассмотрим, в каких случаях возможно пересмотреть вариант программы, кто принимает решение и какие шаги предстоит пройти родителям.
В каких случаях программу меняют?
Чаще всего встречается ситуация снижения уровня программы. Например, ребенок начинал учиться по цензовому варианту (8.2, 7.2, 5.2, 8.1, 7.1, 5.1), но со временем стало ясно, что справляться с требованиями слишком сложно. В этом случае школа и родители инициируют повторное обращение в ПМПК, и ребенку назначают более упрощенный вариант обучения.

Повышение уровня программы встречается реже, но возможно, если первоначальный диагноз был неверным. Например, когда ребенку поставили ЗПР (задержку психического развития) или аутизм, но при дополнительной подготовке он показал результаты выше ожиданий. В этом случае можно попробовать пересмотреть программу и доказать готовность ребенка к более сложному уровню обучения.
С какими трудностями сталкиваются родители?
Изменение программы в сторону повышения связано с серьезными трудностями. Родителям приходится подтверждать уровень развития ребенка, готовить его к аттестациям, а также добиваться пересмотра медицинских заключений.

Особенно сложно это сделать, если ребенок несколько лет обучался по упрощенной программе для детей с УО (умственной отсталостью). После пяти или шести лет нецензовой программы у него может не быть документа об окончании начальной школы. В этом случае придется проходить дополнительные экзамены и аттестацию по программе 4-го класса.
Что могут сделать родители?
Чтобы доказать готовность ребенка к более сложной программе, важно:

  • регулярно заниматься по общеобразовательной программе («Школа России» и др.),
  • готовить к промежуточной и итоговой аттестации для детей с ОВЗ,
  • использовать специальные учебники и прописи для ОВЗ (например, учебники для детей с ЗПР или аутизмом),
  • фиксировать результаты (контрольные работы, тесты, характеристики от педагогов).
Дети с аутизмом, ЗПР и другими особенностями осваивают материал в комфортном темпе.
Хорошую поддержку в этом процессе дают уроки в школе «Мостик» по адаптированной программе.
Итоги
В системе образования предусмотрены разные программы для детей: от стандартных до адаптированных (АООП) — для обучающихся с аутизмом, ЗПР, нарушениями речи, интеллекта или опорно-двигательного аппарата. Некоторым детям достаточно обычной программы, другим требуется индивидуальный подход, другой темп и специальные методы обучения.

Изменение АООП это трудоемкий и длительный процесс. Чаще всего он связан с упрощением программы, когда ребенку объективно тяжело учиться. Повышение уровня программы также возможно, но требует серьезной подготовки, подтверждения знаний и официальных процедур через ПМПК.
Больше статей
    Узнайте больше
    про обучение
    Расскажем о формах обучения и ответим
    на все вопросы