Top.Mail.Ru
познакомим
с платформой
определим цели
для обучения
оценим текущие
знания ребёнка
подберём формат занятий
и профессионального педагога
Узнайте больше
о формате занятий
Расскажем о курсах, ответим на все вопросы и запишем на первый урок

Переходный возраст у детей
с ОВЗ: как меняется поведение и как помочь ребёнку

Статью подготовили специалисты
онлайн-школы «Мостик» для особых детей
Как проявляется пубертат у детей с ОВЗ, почему усиливается агрессия, истерики, замкнутость, что делать с сексуальностью, страхами и выгоранием родителей. Практические советы дефектолога и психолога.
#родительство
Тамара Николаевна Исаева - доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Московского городского университета, кандидат педагогических наук.
Онлайн обучение для детей с ОВЗ
Запишитесь на бесплатную консультацию с дефектологом онлайн-школы «Мостик»

Почему переходный возраст особенно сложен у детей с ОВЗ

Пубертат — это время, когда организм ребёнка резко меняется. Гормоны перестраивают тело, психику, эмоциональные реакции. У детей с ОВЗ эти изменения проходят не только позже или сильнее, но и накладываются на особенности восприятия мира, сенсорные нарушения, слабую способность контролировать эмоции.

Для типичного ребёнка подростковый кризис — трудность. Для ребёнка с ОВЗ — это настоящее испытание для всей семьи.
Как проявляется пубертат у детей с особенностями развития
Пубертат — это период от примерно 11–12 до 16 лет, когда ребёнок проходит через физиологическое взросление, становление личности и поиск своего места в мире.

Возраст состоит из трёх составляющих:

биологическая — изменения тела, гормонов;
психологическая — развитие мышления и личности;
социальная — отношения с обществом, принятие ролей.

У детей с ОВЗ одна или несколько этих составляющих могут развиваться неравномерно. Например, тело растёт, а эмоциональная зрелость задерживается — или наоборот.
Физиологические изменения

В период пубертата у ребёнка активно развивается костная система, усиливается рост конечностей, происходят гормональные перестройки.

Также меняется походка и ощущение собственного тела:

Для ребёнка с ОВЗ эти изменения могут быть особенно стрессовыми: он не понимает, что происходит с телом, не всегда может выразить чувства словами, появляется тревога, страх.
Психологические изменения

Одновременно с телом меняется мышление и внутренний мир подростка:
«Человек… начинает самостоятельно устанавливать причинно-следственные зависимости. Он хочет познать мир из своего „я“»

Это приводит к нескольким типичным явлениям:
  • стремление к самостоятельности;
  • обострённое чувство собственного достоинства;
  • эмоциональные качели — от радости до раздражительности;
  • протест против контроля взрослых.

Но у детей с ОВЗ всё усложняется тем, что внутренний образ «я» может не соответствовать реальности, а ресурсы психики — быть ограниченными. Взрослые часто не понимают, как помочь, и пытаются контролировать ещё сильнее.
Социальные изменения

Переходный возраст — это ещё и время выхода в общество. Подросток начинает искать своё место, интересоваться отношениями между людьми, профессиями, будущим.

Для ребёнка с ОВЗ социальные контакты могут быть трудными: сверстники не всегда принимают, взрослые чрезмерно опекают, появляется чувство изоляции.

Как меняется поведение подростка с ОВЗ

Переходный возраст - это время внутренних конфликтов: тело взрослеет, но психика, интеллект или эмоциональная сфера могут не поспевать. Именно отсюда возникают непонимание, протест и даже агрессия.

1. Поиск границ и стремление к самостоятельности

Подросток начинает исследовать, где заканчивается влияние взрослых и начинается его «я».

«Ребёнок должен в этом возрасте всё попробовать… он ищет границы — телесные и психологические»

Если взрослые слишком контролируют, ребёнок может реагировать бунтом, замыканием или протестным поведением.

2. Внутренний вопрос: “Что со мной происходит?”

Гормональные изменения вызывают растерянность:

«Я вдруг понимаю, что в моём организме происходят изменения, и я не знаю, как с этим справляться»

У ребёнка с ОВЗ этот вопрос ещё острее — он может не владеть словами, чтобы объяснить, что чувствует, не понимать нормальности происходящего.

3. Несовпадение биологического и психологического возраста

Одно из ключевых явлений:
«Мы всегда видим несопоставимость психологического возраста и физиологического»

Это означает, что, например, тело растёт как у 14-летнего подростка, а особенности восприятия и поведения остаются на уровне 9–10 лет. В результате окружающие ждут «взрослости», а ребёнок не может её проявить.

4. Эмоциональные качели и повышенная чувствительность

  • обиды на родителей без видимой причины;
  • раздражительность, вспышки гнева;
  • резкая смена интересов;
  • у девочек — романтичность, дневники, мечты;
  • у мальчиков — поиск силы, независимости.

Что чувствуют родители и педагоги

Переходный возраст ребёнка с ОВЗ вызывает тревогу у взрослых. Частая реакция — усилить контроль или, наоборот, избегать конфликтов.

Основные трудности родителей:

✔ Страх отпустить ребёнка в самостоятельность
✔ Неуверенность: требовать больше или помогать?
✔ Столкновение с непослушанием, агрессией или закрытостью
✔ Ощущение, что ребёнка невозможно понять
«Мостик» помогает подросткам и молодым взрослым с ОВЗ учиться в своем темпе по адаптированным программам

Все уроки проводят педагоги дефектологи, логопеды и психологи

Как помочь ребёнку с ОВЗ в переходном возрасте

1. Признать его возраст — даже если развитие отстаёт
Это значит — не относиться к 14-летнему подростку как к малышу. Менять содержание воспитания, общения, ответственности.

2. Дать опыт самостоятельности

  • позволять выбирать одежду, занятия, хобби;
  • обучать навыкам ухода за собой;
  • при необходимости — сопровождать, но не делать всё вместо него.

3. Говорить про тело и изменения

Простым языком, с уважением:

  • объяснить, что растёт тело — это нормально;
  • что эмоции могут быть сильными — это тоже часть взросления;
  • что человек остаётся любимым и ценным.

4. Устанавливать ясные границы

Подросток проверяет рамки — это нормально. Важно, чтобы границы были: чёткие,спокойные, без унижения и крика.

5. Поддерживать социальные связи

  • включать ребёнка в кружки, занятия, совместную деятельность;
  • учить общению, а не защищать от мира;
  • создавать среду, где он чувствует себя нужным.

Как работают педагоги с подростками:

1. Подбирают содержание, соответствующее возрасту

Даже если ребёнок отстаёт интеллектуально, педагог не имеет права “застревать на уровне сказок и примеров для малышей”.

Это означает:

  • обсуждение тем дружбы, выбора, будущей профессии;
  • работа с реальными жизненными ситуациями;
  • развитие мышления, а не только памяти.

2. Помогают прожить возраст через деятельность

Педагоги создают ситуации, где подросток может почувствовать себя “не ребёнком, а молодым человеком”:

  • проектная работа, мастерские;
  • участие в школьных делах;
  • обсуждение взрослых тем — ответственности, выбора, отношений.

3. Поддерживают границы и безопасность

Если подросток “ищет где проходят границы” — педагог не наказывает агрессией, а мягко задаёт правила.

Как педагоги реагируют на сексуализированное поведение подростков с ОВЗ

Сексуальность — естественная часть пубертата. Но ребёнок с ОВЗ может выражать её не всегда социально приемлемо: через резкие жесты, вопросы, попытки контакта, демонстрацию тела или чрезмерный интерес к чужому.

Нельзя кричать, стыдить, называть это «пошлостью» или «грязью».

Но важно чётко обозначить: что можно и где, а что — нет.

Например:

«Трогать своё тело — это нормально, но делать это нужно в личном пространстве, не в классе».

Сексуальное поведение — это не “плохое воспитание”, а сигнал развития. Педагог использует момент как образовательный:

  • рассказывает про тело простыми словами;
  • объясняет, что такое личные границы — свои и других людей;
  • говорит, что чувства — нормальны, но выражать их важно безопасно.

«Есть фаза сексуальности… потом она переходит в эротичность. Если переходит — замечательно, но может и не перейти»

Эротичность — это когда есть чувства, романтика, интерес к личности другого, а не только к телу.

Педагоги помогают перейти на этот уровень через:

  • разговоры о симпатии, дружбе, уважении;
  • обсуждение героев книг, фильмов;
  • поддержание “романтической” фазы — например, ведение дневников, творчество.

Если поведение навязчивое, агрессивное или опасное — подключают психолога, дефектолога, семью. Делают это без стыда.

Итоги

Переходный возраст у детей с ОВЗ — это естественный этап взросления, который важно помочь прожить. Несмотря на особенности развития, подросток так же, как и любой другой ребёнок, переживает изменения тела, ищет свою идентичность, пробует устанавливать границы и стремится быть принятым.

Именно несовпадение физической, психологической и социальной зрелости становится источником трудностей. Подросток может выглядеть как взрослый, но оставаться эмоционально ребёнком — или наоборот. Это вызывает непонимание, протест и тревогу как у него самого, так и у родителей.

Главное, что могут сделать взрослые — не лишать подростка права на возраст. Не держать его в вечной роли ребёнка, а мягко вводить в мир ответственности, выбора, отношений.
Педагоги и родители становятся не контролёрами, а проводниками: создают безопасное пространство для проб и ошибок, учат понимать своё тело, управлять эмоциями, строить границы и уважать границы других.

Поддержка, принятие, честный диалог и уважение к внутреннему миру подростка — именно то, что помогает пережить этот сложный этап. Взросление возможно и для ребёнка с ОВЗ — если рядом есть взрослые, которые верят в него и идут рядом, а не впереди или вместо него.
Дети с аутизмом, ЗПР и другими особенностями осваивают материал по уровню возможностей
Проводим уроки развития навыков коммуникации, курсы по анатомии для подростков в онлайн-школе «Мостик»
Больше статей
    Узнайте больше
    про обучение
    Расскажем о формах обучения и ответим
    на все вопросы