Top.Mail.Ru
познакомим
с платформой
определим цели
для обучения
оценим текущие
знания ребёнка
подберём формат занятий
и профессионального педагога
Узнайте больше
о формате занятий
Расскажем о курсах, ответим на все вопросы и запишем на первый урок

Как помочь ребёнку с ОВЗ справиться с трудным поведением: практические методы для родителей

Трудное поведение ребенка — это серьезный вызов для всей семьи. Оно мешает обучению, социализации и комфортной жизни. В этой лекции педагог рассказывает, как отличить манипуляцию от реальных трудностей, почему важны границы и как системный подход помогает скорректировать поведение и улучшить качество жизни всей семьи.
#родителям
Александра Витальевна Козлова
Дефектолог, руководитель дошкольного отделения
Онлайн обучение для детей с ОВЗ
Запишитесь на бесплатную консультацию с дефектологом онлайн-школы «Мостик»

Что такое трудное поведение и почему оно мешает всем?

Трудное поведение — это не только двойки в школе или истерики в магазине. Это любая модель действий, которая мешает самому ребенку развиваться, учиться и выстраивать комфортные отношения с окружающими — семьей, сверстниками, педагогами.

Когда ребенок регулярно нарушает общепринятые нормы, страдает не только он, но и все вокруг. Общество, каким бы толерантным оно ни было, не может бесконечно принимать того, кто постоянно нарушает границы других людей. Работа над поведением — это в первую очередь забота о будущем комфорте и успешной социализации самого ребенка.
Главная ошибка: воспитание без границ
Сегодня популярны системы воспитания без запретов, где слово «нет» под запретом, а взрослый должен подстроиться под любые желания ребенка. Однако, как показывает практика, такой подход редко приводит к хорошим результатам.

Ребенок, который никогда не сталкивался с разумными ограничениями, оказывается не готов к реальному миру. Первый же запрет для него становится катастрофой, которая рушит всю картину мира. Отсутствие понимания последствий своих действий создает потенциально опасные ситуации и серьезные трудности с адаптацией в детском саду, школе и обществе в целом.
Трудное поведение — это не «структура дефекта», а часто манипуляция
Важно понимать: проблемы с поведением — это не обязательный атрибут взросления или особенностей развития. Зачастую это инструмент, который ребенок использует для достижения желаемого.

Для чего? Чтобы избежать чего-то нового, непонятного и страшного.

Как? Через протест, крик, игнорирование, чтобы вернуться в зону комфорта.

Если родитель идёт на поводу у такой манипуляции ради сиюминутного спокойствия, это создает массу проблем в будущем. Чем младше ребенок, тем проще сформировать у него правильные модели поведения через последовательность и объяснение последствий.

С чего начать работу над поведением?

Родители и педагоги часто сталкиваются с внутренними препятствиями, которые мешают начать сложную, но необходимую работу:

  1. Страх протеста. Ребенок будет кричать, упрямиться, игнорировать. Это нормальная реакция на изменение правил. Нужно быть к этому готовым и проявлять настойчивость.
  2. Низкая мотивация. Когда не виден быстрый результат, опускаются руки. Помните: работа над поведением — это марафон, а не спринт.
  3. Недостаток бытовых и социальных навыков у ребенка. Это осложняет процесс, но не делает его невозможным. Работайте над навыками параллельно.
  4. Отсутствие интереса у ребенка. Задача взрослого — мягко, но настойчиво показывать новое, объяснять и вовлекать.
  5. Боязнь осуждения окружающих. Негативная реакция посторонних людей на поведение вашего ребенка может демотивировать. Важно сосредоточиться на помощи ребенку, а не на мнении неосведомленных людей.

Ключевые шаги:

«Мостик» помогает детям с ОВЗ учиться в своем темпе по адаптированным программам

Все уроки проводят педагоги дефектологи, логопеды и психологи
  1. Установите четкие и понятные границы. Ребенок должен знать, что можно, а что нельзя, и почему.
  2. Объясняйте последствия. Каждое действие имеет результат — как положительный, так и отрицательный. Говорите об этом на понятном ребенку языке.
  3. Будьте последовательны. Если что-то запрещено сегодня, это должно быть запрещено и завтра. Это создает ощущение стабильности и безопасности.
  4. Не бойтесь негативных эмоций. Истерика в ответ на установление правила — это не конец света, а часть процесса адаптации.
  5. Действуйте сообща. Все члены семьи и специалисты (педагоги, психологи) должны придерживаться единой стратегии.

Итоги

Работа с трудным поведением — это сложный, но жизненно необходимый труд. Он требует от родителей терпения, последовательности и готовности идти до конца. Используя системный и логичный подход, вы не просто «исправляете» поведение, а помогаете ребенку построить прочный фундамент для комфортной жизни в обществе.
Больше статей
    Узнайте больше
    про обучение
    Расскажем о формах обучения и ответим
    на все вопросы