Top.Mail.Ru
познакомим
с платформой
определим цели
для обучения
оценим текущие
знания ребёнка
подберём формат занятий
и профессионального педагога
Узнайте больше
о формате занятий
Расскажем о курсах, ответим на все вопросы и запишем на первый урок

«Трудности исчезающего детства: переходный возраст отрочества»

Исаева Тамара Николаевна
доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Московского городского университета

Запись встречи с родителями, о том, что волнует каждого - переходный возраст ребёнка
Пубертат и особенности взросления: о чём важно помнить родителям и педагогам
Лекция кандидата педагогических наук, доцента МПГУ Тамары Николаевны Исаевой. Темой встречи стала одна из самых тонких и сложных в развитии ребёнка — пубертатный возраст. Особенно остро эта тема звучит в отношении детей с особенностями развития. Тамара Николаевна поделилась не только теоретическими знаниями, но и богатейшим практическим опытом, обратив внимание слушателей на важнейшие аспекты взросления.

Возраст как целостная структура
Пубертат — это не только гормональные изменения. Это глубокая трансформация всего существа ребёнка: его тела, психики и социальной роли. Исаева подчёркивает, что каждый возраст строится на базе предыдущих и становится основой для последующих этапов развития. Важно видеть подростка в динамике, в контексте его жизненного пути.

Физиология как точка отсчёта
На первый план в предпубертате выходит телесное изменение: вытягивание костной системы, рост конечностей (в особенности стопы), изменение походки и баланса. Исаева предлагает внимательно наблюдать за тем, как ребёнок "стоит на земле" — в прямом и переносном смысле. Это показатель его связи с миром, устойчивости и готовности к социальным взаимодействиям. У детей с особенностями развития нередко этот телесный баланс нарушен, и это важно учитывать в педагогике.

Психологическое содержание возраста
Подросток переживает острое внутреннее раздвоение: «я» и «мир», желание понять, кто он, что чувствует, во что верит. Мыслительные способности резко растут, появляются вопросы, сомнения, критика по отношению ко взрослым. Это норма. Но у детей с ОВЗ такие проявления часто стерты или запаздывают. Задача взрослого — не тянуть ребёнка «вверх» искусственно, а дать ему прожить возраст, создать условия для эмоциональных, телесных, интеллектуальных переживаний.

Проявление сексуальности — это не табу, а этап развития
Исаева тонко поднимает тему сексуального возбуждения у подростков, особенно у тех, кто имеет ментальные нарушения. «Запрет» здесь бесполезен, а порой даже разрушителен. Важно договариваться, переводить в социально приемлемую форму: «здесь можно, там — нет», использовать физическую активность как способ отвлечения. Всё должно происходить с уважением к достоинству ребёнка.

Педагогика смысла, а не только знаний
Особое внимание Тамара Николаевна уделяет содержанию обучения. Подростку с ОВЗ не стоит предлагать «Курочку Рябу» в 14 лет. Нужно не бояться говорить о любви, показывать примеры высоких чувств, обсуждать причинно-следственные связи в самых обыденных вещах: почему дверь открывается так, откуда берётся соль. Главное — развивать мышление, а не просто натаскивать на результат.

Этика, достоинство, право на возраст
«Возрастом нужно переболеть», — говорит Тамара Николаевна. И это касается всех детей. У особенного ребёнка часто не наступают привычные кризисы — и тогда взрослому важно «дать» возраст: через среду, через выбор, через искусство, через диалог. Этика здесь — не моральный манифест, а культура отношения. Без стыда, без унижения. С юмором, уважением и вниманием к деталям.
Ваших детей учат наши
лучшие дефектологи
Евгения Игоревна Щербакова
Нейродефектолог
Опыт более 20 лет
Яна Игоревна Морозова
Дефектолог, логопед, психолог
Опыт более 10 лет
Татьяна Сергеевна Красношлыкова
Дефектолог, методист
Опыт более 10 лет
Только 1 из 30 педагогов
попадают на работу в МОСТИК
Познакомим с платформой
Оценим текущие знания ребёнка
Определим цели обучения
Подберём формат занятий
и профессионального педагога
Подберём программу обучения
Запишитесь на бесплатную консультацию
Почему нам доверяют родители
Нас часто спрашивают