Онлайн-школа для особых детей «Мостик»

Учимся вместе: роль родителей в успешном дистанционном образовании детей с ОВЗ

#родительство
Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) зачастую непросто учиться в обыкновенной школе, даже по коррекционной программе. Особенности здоровья и поведения ребенка, определенное устоявшееся расписание дня, отсутствие доступной инклюзивной среды — аргументы в пользу дистанционного обучения. Для детей, живущих за городом это возможность учиться не тратя несколько часов в день на дорогу, а для живущих в других странах, возможность учиться на русском языке.
Учимся вместе: роль родителей в успешном дистанционном образовании детей с ОВЗ

Как работает дистанционное обучение?

Школа составляет учебный план по программе, адаптированной к потребностям каждого ученика, педагоги проводят занятия, дают домашние задания и проверяют его, проводят тестирование. Родители организуют учебный процесс, готовят для ребенка рабочее место, скачивают и распечатывают материалы к уроку, следят за расписанием занятий, мотивируют ребенка и поддерживают его. Так при дистанционном обучении детей с ОВЗ родители становятся важными участниками учебного процесса, от которых во многом зависит его успех.

Почему родители детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выбирают дистанционное обучение?

Каждый ребенок уникален, и обучение должно соответствовать его потребностям. Дистанционный формат позволяет сделать учебный процесс комфортным и полезным:
  • Расписание занятий встраиваться в расписание жизни ребенка, а не наоборот, нет необходимости полностью менять стиль жизни, что позволяет избежать стрессовых ситуация для детей с ОВЗ.
  • Расписание составляется опытными педагогами-дефектологами с учетом индивидуальных особенностей ребенка, он занимается в комфортном ему темпе, не гонится за классом и никуда не опаздывает.
  • Обучение в таком формате позволяет построить учебный план, опираясь на сильные стороны ребенка и расставить приоритеты согласно его интересам. Больше заниматься математикой или творчеством, развивать коммуникационные навыки или мелкую моторику, заниматься спортом или музыкой.
  • Онлайн образование легко совмещается с курсами реабилитации, которые могут проходить в другом городе.
  • При отсутствии транспортных и ряда других расходов, дистанционное образование дешевле очного.
  • Удалённый формат предполагает использование мультимедиа технологий в учебе: адаптированные картинки, фотографии, видео, подкасты помогают ребёнку лучше понять материал.
  • Обучение онлайн в группах детей с ОВЗ позволяет расширить круг знакомств и общения без необходимости личного контакта, который им не всегда дается им легко. Дети учатся в комфортной и привычной домашней обстановке, получая при этом все инструменты для развития.

Учимся вместе

Выбирая удаленное образование для ребенка с особыми потребностями, родителям важно понимать свою ключевую роль в образовательном процессе. Им предстоит ежедневно создавать условия для занятий, помогать с выполнением заданий, повторением и закреплением материала. Успех дистанционного обучения во многом зависит от их вовлеченности:
  • Активные родители регулярно интересуются школьными делами, общаются с педагогами, следуют их рекомендациям и занимаются дополнительными заданиями. Вовлеченность семьи в образование ребенка с ОВЗ дает ему поддержку и уверенность в своих силах, помогая справляться даже с самыми сложными задачами.
  • Если у родителей не хватает ресурса, они ограничиваются выполнением рекомендаций педагогов, не вовлекаясь глубоко в образовательный процесс и недостаточно радуясь достижениям. Это может снизить мотивацию к учебе и повлиять на качество дистанционного образования.
  • Иногда вся ответственность за обучение перекладывается на педагогов, а родители мало интересуются учебным процессом. В таких случаях ребенку с особыми образовательными потребностями бывает трудно справляться с заданиями, что сказывается на его успехах.
  • Быть наставником для своего ребенка – задача непростая. Помощь можно получить на консультациях для особенных родителей, организуемых специалистами школы, или в сообществах, объединяющих семьи детей с ОВЗ.
Учимся вместе: роль родителей в успешном дистанционном образовании детей с ОВЗ

Мам, смотри как могу!

Дети с ОВЗ нуждаются в регулярной поддержке, чтобы не терять интерес к занятиям и преодолевать трудности обучения. Поощрение от родителей сложно переоценить — похвала, награда, позитивная домашняя обстановка дают ребенку ресурс учиться и добиваться результатов.
  • В процессе удалённого обучения требуется техническая помощь: проверить подключение, настроить звук и видео, удобный рабочий вид приложения, скачать и распечатать материалы к уроку, сфотографировать и загрузить выполненные задания.
  • Как бы интересен ни был урок или терпелив педагог, дистанционное образование требует контроля — отключение одной кнопкой возможно в любой момент. Поэтому по ту сторону монитора важен наставник, который поддержит внимание, поможет настроиться на занятие и выполнить задания.
  • Детям с особыми образовательными потребностями может быть трудно организовать свои дела или начать выполнение домашнего задания.
  • Родители контролируют расписание, напоминают о начале уроков, помогают планировать день. Это приучает к ответственности, учит распределять усилия и выделять время на важные занятия.
Регулярная, структурированная поддержка родителей в процессе дистанционного обучения для детей с ОВЗ неизбежно дает результаты. Наблюдая, повторяя и пробуя свои силы, со временем появляется больше самостоятельности и уверенности: “Мам, смотри, как могу!”